Концепция воспитания дошкольного образования
Посмотреть/скачать в формате .PDF
Концепция воспитания в группах, реализующих дошкольное образование
Наполняемость групп, реализующих дошкольное образование составляет – 16 детей. В отделении функционирует 2 группы.
Цель нашей воспитательной системы – создание комфортных условий для проживания и развития дошкольников.
Реализацию этой цели мы видим посредством решения следующих задач:
• Создание современной материально-технической базы дошкольного образования;
• Обеспечение полного методического обеспечения;
• Использование современных технологий;
• Обеспечение безопасной жизнедеятельности, соответствие всех видов деятельности требованиям СанПина;
• Создание благоприятного психологического климата в коллективе.
В основе концепции воспитательной системы детей дошкольного возраста лежат три ключевые позиции:
1. Самоценность дошкольного периода жизни человека (теория А.В.Запорожца). Согласно данной теории, основной путь развития ребенка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребенка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности.Наиболее близкие и естественные для ребенка дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками,экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-творческая деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе.
2. Педагогическая концепция целостного развития дошкольника как субъекта детской деятельности (М.В.Крулехт). Целостное развитие ребенка — это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоение ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.
3. Системность знаний, возможность освоения детьми элементарных систем знаний о явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы.
Концептуальные принципы.
Принцип гуманитаризации – рассматривается как усиление гуманитарной направленности воспитательного и образовательного процесса и влияние всех разделов образовательной программы на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка.
Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания воспитания и образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями и в то же время сформирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
Принцип культуросообразности – создание условий для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
Принцип преемственности - создание единой системы непрерывного и преемственного обучения и воспитания предоставляет, однако, право каждому звену самостоятельно решать свои задачи, применять для этого соответствующие методы и приемы, иметь свои конкретные воспитательные, образовательные и развивающие цели.
В нашем учреждении находятся дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, поэтому наша воспитательная система включает в себя воспитательный и образовательный процесс, ориентированный на социальное окружение ребенка.
Воспитательная работа с детьми дошкольного возраста охватывает два возрастных периода, которая ставит перед педагогами определенные задачи.
В младшем дошкольном возрасте (младшая и средняя группа):
• Формировать умение ориентироваться в человеческих отношениях, чувствовать и осознавать доброжелательное и недоброжелательное отношение окружающих, замечать изменение настроения, эмоционального состояния близкого взрослого, сверстника, проявлять внимание, сочувствие.
• Развивать способность сдерживать непосредственные ситуативные желания «я хочу».
• Учить входить в устойчивые игровые объединения детей, использовать в общении и совместной деятельности речевые и неречевые средства эмоциональной экспрессии для выражения радости, восторга, грусти и других состояний.
• Воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.
В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная группа):
• Развивать социальные мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения и формирования у детей чувства патриотизма – любви к родному краю, родной стране, преданности и ответственности по отношению к людям, населяющим ее.
• Способствовать усвоению детьми нравственных ценностей. Воспитывать интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда;
• Воспитывать этически ценные способы общения.
• Развивать интерес к самопознанию и воспитывать у ребенка уважение к себе.